При покупке шин водители стараются как можно подробнее изучить их технические характеристики и эксплуатационные возможности. Автовладельцам, плохо разбирающимся в свойствах покрышек, помогают должные регламенты и нормы. Для удобства характеристики резины отражены в стандартной маркировке на боковой части и на специальных наклейках – маркере ЕС, названном евроэтикеткой.
Зачем нужна евроэтикетка?
Маркировка Евросоюза действует с ноября 2012 года. С этого периода все шины для легковой автомобильной техники, выпускаемые на территории европейских стран, имеют дополнительную наклейку на протекторе (помимо обязательной отметки на поверхности боковины).
Основная задача представленной этикетки – помощь водителю в сравнении покрышек и выборе самых безопасных моделей. Все данные указаны на протекторе, поэтому поиск информации не отнимет много времени. Изначально на наклейке было три параметра: сведения об экономичности, уровне шума, сцеплении резины на мокрой дороге, но теперь производители указывают еще больше важных данных.
Российским водителям приходится сложнее: в стране нет закона, обязывающего производителей использовать евроэтикетки. Поэтому на шинах они встречаются редко.
Почему в ЕС были введены новые маркировочные этикетки?
В мае 2021 года этикетку переработали, ввели изменения, но основные сведения остались. Помимо ключевых данных, на покрышках стали указывать:
- артикул;
- сведения о модели, бренде, типоразмере резины;
- QR-код;
- параметры сцепления на ледяных, снежных трассах.
Параметры на этикетках не универсальны: они зависят от способа замера эффективности покрышек на тестовых полигонах. Из-за этого автошины одной модели могут отличаться по техническим характеристикам. Из-за разных погодных условий и методов оценки независимые тесты резины дают различные результаты.
Так, на современных евроэтикетках указывают:
- идентификацию типа покрышек – номер позиции;
- компанию-производителя;
- индекс нагрузки/скорости и размер автошин;
- сцепление на мокрой дороге/льду/снегу;
- шум на дороге;
- экономию топлива;
- QR-код – означает быстрый доступ к публичной базе товаров ЕС.
Не на все типы резины клеят евроэтикетку. В группу исключений входят:
- шины высокой проходимости для вождения по бездорожью;
- запасные покрышки – докатки;
- профессиональные автошины для спорткаров;
- автопокрышки с восстановленным протектором;
- авторезина с диаметром до 10 дюймов;
- резина с индексом скорости до 80 км/ч;
- шипованные шины.
До 2021 года наклейки не ставили на покрышки для грузовых автомобилей и автобусов.
Евромаркировка шин
Наклейки используют с одной целью: помочь водителю выбрать качественные покрышки. Поэтому на этикетках указывают развернутые сведения о ключевых эксплуатационных характеристиках автошин:
Шум
Уровень шума, который издает резина при соприкосновении с дорогой, определяет комфорт нахождения водителей и пассажиров в автомобиле. Степень шума указана на наклейке внизу слева: это эмблема с динамиком, значением в дБ. На новых этикетках уровень шума обозначается буквами – А, В, С. У самых тихих шин показатель А (67–71 дБ), у самых громких – С (72–77 дБ).
Уровень шума – это не только комфорт, но и безопасность. Безостановочный шум, уровень которого превышает 80 дБ, ухудшает слух. Однако с 2016 года настолько шумные покрышки запрещены, поэтому их вряд ли удастся встретить на рынке.
Торможение на мокром покрытии
Справа на наклейке есть буквенный столбик с различными оттенками синего цвета: это коэффициент торможения на мокрой поверхности. В 2021 году количество буквенных обозначений сократили и оставили всего 5 букв: от А (наиболее прочное сцепление) до Е (наиболее слабое сцепление). На старых маркировках были буквы F, G, но их отменили. Шины получают определенные значения по результатам испытаний, проводимых производителями по ориентации на европейские требования. Разница очень большая: при 80 км/ч она доходит до 10 метров.
На старых этикетках не было информации о сцеплении резины на льду или снегу, а на новых этикетках эти данные имеются. Отметки расположены с правой стороны от индикатора шума: они говорят о том, что шины подходят для эксплуатации в зимний период. Евроэтикетка распространяется только на фрикционные покрышки, не на шипованные:
- гора со снежинкой – эффективность на снежной трассе;
- гора с обледеневшим пиком – сцепление, устойчивость на льду.
Топливная эффективность
Это основной критерий, на который ориентируются производители при создании шин. Показатель напрямую влияет на связанные с постоянным использованием автомобиля бытовые расходы.
С 2021 года сведения о топливной эффективности покрышек представлены в виде столбика из букв на ярком фоне. До этого периода букв было 7, теперь их осталось 5: от А (самой высокой экономичности) до Е (самой низкой экономичности). Часть экспертов выступает против упразднения показателей F и G, но большинство водителей считает, что такая маркировка упрощает выбор резины для водителей.
Каждая буква – это коэффициент сопротивления качению: оказывает влияние на уровень потребления топлива, на выброс токсичных веществ в атмосферу. Расход топлива на 20% зависит от типа покрышек.
Вывод
Евроэтикетки – кладезь полезной информации, но не истина в последней инстанции. На маркировку можно и нужно ориентироваться, но следует брать в расчет и другие параметры, в том числе плавность хода, ресурс покрышек, длину тормозного пути.